Обучающая программа «Творчество»
Данная программа включает в себя следующие этапы: Детское творчество — это образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Художественный труд тесно связано с познанием окружающей жизни.
В начале — это непосредственное знакомство с материалами и их свойствами (дети знакомятся с разными видами и свойствами бумаги, красок и тканей, пластилином, глиной, и т.д.). В процессе работы с материалами приобретаются навыки и умения безопасной работы с предметами для художественной деятельности (ножницами, карандашами, кисточками, стеком, и т.д.).
Для того чтобы передать изображение предмета или явления, необходимо с ним познакомиться. Это знакомство происходит в процессе наблюдений, на занятиях, во время игры, на прогулке, при чтении художественной литературы.
Такое знакомство с предметами и явлениями составляет область сенсорного развития детей: способствует развитию наглядно-образного мышления, формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, т. е. способствуют умственному развитию.
Во время работы воспитатель активно включает детей в объяснение последовательности выполнения задания. В процессе анализа работ дети рассказывают о своих рисунках, высказывают суждения о работах других детей.
Детское художественное творчество имеет общественную направленность. Это проявляется в том, что в своих работах дети передают явления общественной жизни, свое видение окружающего. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя. Ему хочется, чтобы окружающие узнали изображение на рисунке, оценили. Полученный результат становится критерием, по которому ребенок может судить о своих возможностях и важно, чтобы он ощутил удовольствие, гордость от результата своего труда.
В процессе художественного труда у детей воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности, радоваться не только своей работе, но и успеху товарища. Коллективная деятельность детей способствует воспитанию общительности, взаимопомощи, умению объединяться и договариваться о выполнении общей работы. В процессе художественного творчества у детей сочетаются умственная и трудовая активность: необходимо применять упорство, выдержку, чтобы овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать. При этом у детей развивается глазомер, координированная работа обеих рук, умение подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты, содержать в порядке свое рабочее место.
Занятия художественным творчеством при правильной организации положительно влияют на физическое развитие: у детей развивается мелкая моторика, вырабатывается правильная осанка, так как эти занятия почти всегда связаны со статичным положением и определенной позой.
Художественное творчество выполняет и терапевтическую функцию: предложенные детям материалы снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию жизнерадостного настроения.
Все выше сказанное позволяет рассматривать художественное творчество как средство подготовки детей к обучению в школе, т.к. они овладевают умениями, внимательно слушать педагога, учатся управлять своими желаниями, стремятся узнать что-то новое.