Восстановление здания Воронежской синагоги было начато в конце 90-х годов XX века. Был сделан проект реконструкции, заменено остекление оконных проёмов, сделаны металлические решетки на окнах первого этажа и полностью заменена конструкция кровли. В части здания, примыкающей к башням Западного фасада, было сделано новое перекрытие и получен третий этаж. Довести до конца процесс реконструкции тогда не удалось, поэтому молельный зал и второй этаж представляли из себя печальное зрелище.
Завершающий этап восстановления синагоги был начат в 2010 году главным раввином Воронежа и Воронежской области Авигдором Носиковым, габаем синагоги Львом Матвеевичем Краковым и прихожанином Вадимом Швейбишем, который в дальнейшем стал курировать все значимые архитектурные и дизайнерские решения. Он уговорил членов правления общины провести работы по реконструкции внутреннего и внешнего облика синагоги не в виде косметического ремонта, а сделать это в форме восстановления первоначального устройства здания — памятника архитектуры начала XX века.
В период начала строительных работ руководство общины возглавил Юрий Ефимович Сегал. Являясь председателем Местной религиозной организации «ВЕРО», он создал Попечительский совет и смог привлечь финансирование для выполнения полного комплекса строительных и отделочных работ, а также финансирование для изготовления ритуальной мебели: Арон Кодеш, Бима с подиумом и Амуд. Таким образом, спонсорами реконструкции стали благотворительные фонды Генезис и Джойнт, Российский еврейский конгресс, крупный бизнесмен Герман Хан и конечно, участники Воронежской еврейской общины. Хочется отметить, что пожертвовавший основную часть средств на восстановление бизнесмен Герман Хан посвятил этот поступок памяти своей бабушки, Хавы Меджибовской. Поэтому синагога сейчас носит имя «Бейт Хава».
Дизайнерские решения в ходе восстановления синагоги были реализованы по проектам архитектора Любови Моисеевой.
Также при принятии дизайнерских и строительных решений использовались предложения Вадима Швейбиша, в том числе: полы первого этажа синагоги и молельного зала были облицованы натуральным гранитом, при изготовлении входной группы синагоги было использовано чугунное литьё образца начала XX века, четыре главки синагоги выполнены из натуральной меди с отделкой под золото, отопление молельного зала сделано с применением чугунных радиаторов в стиле ретро. Проект главок, венчающих башни Западного фасада и украшающих Восточный фасад был сделан архитектором Анатолием Хондо. В целом, при восстановлении синагоги были использованы исключительно индивидуальные решения. Например, ограждение балкона второго этажа было изготовлено по индивидуальному проекту с применением объёмного четырехугольного узора, символизирующего единство еврейского народа в символических «четырех концах света». Для украшения молельного зала и Восточного фасада синагоги было применено объёмный гипсовый декор, также сделанный по индивидуальному проекту. Художник-керамист Сергей Муравьёв изготовил для украшения интерьера Восточного фасада два уникальных керамических панно в виде стилизованной Меноры (Храмового светильника) и несколько круглых медальонов с изображением Звезды Давида.
Торжественное открытие синагоги после реконструкции состоялось 19 октября 2014 года и было приурочено к её 110-летию. Меценаты подарили общине Свиток Торы — его внесение в Арон Кодеш стало ключевым событием церемонии.
В дар преподнесли также корону для украшения свитка, Шофар (бараний рог, в который трубят в Рош haШана (еврейский Новый год), Ханукию — подсвечник с девятью рожками, возжигаемый в праздник Хануки и Мезузу.
В музей синагоги была передана собранная из обломков каменная скрижаль с десятью заповедями, которая была установлена на Восточном фасаде здания до революции.
Ритуальная мебель Воронежской синагоги
Арон Кодеш, Бима, подиум Бимы, Амуд, период проектирования, изготовления и постройки 2013-2015 годы.
Воронежская еврейская община благодарит Германа Хана и Российский еврейский конгресс за средства, которые легли в основу финансирования изготовления Арон Кодеш, Бимы и Амуда для Воронежской синагоги, а так же выражает благодарность всем членов Воронежской еврейской религиозной общины, которые вносли свои пожертвования для воплощения этого проекта. Оперативное руководство работами осуществлял Юрий Сегал.
Авторы проекта: Симха Палух, Вадим Швейбиш.
Архитекторы: Светлана Хондо, Игорь Просекин, Любовь Моисеева, Артем Шкилёв, Андрей Макаров, а также раввин Авигдор Носиков участвовали в разработке творческих и проектных решений.
Арон Кодеш, Бима, подиум Бимы, Амуд, были изготовлены Компанией Щукин, г. Москва.
Арон Кодеш в переводе означает – Ковчег Святыни, но не случайно в современном иврите слово «арон» означает – «шкаф». Действительно, в наши дни Арон Кодеш – это большой и красивый шкаф для свитков Торы и именно этого сравнения стремились избежать авторы проекта. Арон Кодеш в старинной Воронежской синагоге должен был стать архитектурным объектом — зданием внутри здания.
Концепцию, в которой конструкция Арона включает в себя витражное окно, была предложена Симхой Палухом. Такой вариант показался ярким и интересным, так как в архитектурную структуру Ковчега было включено большое окно молельного зала, с его естественным светом и возможностью использовать этот свет, изготовив большой витраж. Цветной витраж дополнил бы и, безусловно, украсил Арон Кодеш и синагогу в целом. Концепция витража существует, но она пока не реализована.
Что касается реализованных концепций, хочется перечислить их в этой статье, чтобы обогатить восприятие и донести до зрителя, что Арон Кодеш, Бима, подиум Бимы и Амуд – это не просто ритуальная мебель, несущая утилитарную функцию. Что в конструкции и структуре этих объектов заложены символы, которые стоит знать, чтобы обрести новое восприятие и обогатиться творчески и интеллектуально. Например, в центре молельного зала синагог, есть подиум (возвышение), на котором размещается Бима, на этот подиум поднимаются прихожане для чтения свитка Торы.
В конструкции подиума Воронежской синагоги, заложен легко читаемый символ. Ограждение подиума украшают высокие пинакли похожие на древние обелиски, при этом верхушку пинаклей украшает небольшая позолоченная площадка – своего рода «кипа». Эти восемь пинаклей символизируют великих пророков и великих представителей еврейского народа и всего человечества — это Авраам, Ицхак (Исаак), Яаков, Йосеф (Иосиф), Аарон, Моше (Моисей), Давид, Шломо (Соломон).
Продолжим, следуя от простого к сложному. Бима – ритуальный стол, на который кладут свиток Торы для чтения его вслух во время молитвы. В Воронежской синагоге этот стол сделан по типу бюро, он имеет сложную конструкцию в которой столешница сделана с выносом в сторону читающих Тору и этот нависающий край опирается на две опоры украшенные позолоченными каннелюрами и Звездами Давида, эти опоры символизируют две колонны Иерусалимского Храма – Яхин (Он утвердит) и Боаз (В нём — сила).
Амуд, ритуальный высокий столик на котором располагается молитвенник (сидур), с которого Хазан или Шалиах цибур (посланник общины) ведут общественную молитву.
На вертикальной филёнке Амуда Воронежской синагоги позолоченными буквами вырезано изречение: «Представляю Всевышнего перед собой всегда».
Конструкция Амуда имеет четыре опоры с позолоченными каннелюрами и Звездами Давида – эти опоры символизируют четырех праматерей еврейского народа: Сару, Ривку, Рахель и Лею. Это напоминание о том, что еврейское происхождение передаётся по материнской линии и многие знания о правильном соблюдении традиции детям Израиля дарят именно Еврейские мамы.
Таким же образом, многие компоненты конструкции Арон Кодеш содержат те или иные символы, но, для подробного описания, стоит разделить конструкцию на две основные части. Арон Кодеш Воронежской синагоги состоит из объёмного оклад витражного окна и собственно корпуса Арон Кодеш, внутри которого находится металлический шкаф со свитками Торы.
В конструкции оклада витражного окна были заложены несколько символов, но основным является – семь больших позолоченных пинаклей, которые символизируют свет учения Торы в семи основных, исторически сложившихся, частях Земли. Ведь, по сути, законы справедливого отношения между людьми, описанные в Торе, словно Свет легли в основу всех основных духовных и социальных законов пресвященной части человечества. В основаниях этих больших пинаклей расположены «замковые» камни с позолоченными кристаллами, которые символизируют семь недель прошедших между выходом еврейского народа из египетского рабства и дарованием Торы на горе Синай – это своего рода семь краеугольных камней, семь недель отсчёта дней Омера, на которых в итоге было построено здание духовности народа Израиля.
Между большими пинаклями оклада расположены малые пинакли — эти шесть позолоченных пинаклей символизируют шестерых верховных ангелов, их имена: Уриэль, Михаэль, Гавриэль, Рафаэль, Нуриэль и Митатрон. Общее количество пинаклей, больших и малых символизирует — Тринадцать атрибутов Божественного милосердия. Тридцать две маленькие позолоченные пирамиды, расположенные между тринадцатью пинаклями символизируют – 32 Пути мудрости, которые упомянуты в каббале и в гимне Бар Йохай. Коса, обрамляющая оклад окна, визуально и символически соединяет пинакли в единое целое. Сплетает, собирает воедино видимый – реальный и невидимый – духовный мир Торы.
Сам корпус Арон Кодеш, с точки зрения архитектурной композиции, представляет собой три портала расположенных друг в друге по принципу матрешки. Порталы как будто вырастают один из другого, очень похожие, в части материала и цветового решения и при этом совершенно разные стилистически.
Порталы символизируют собой трёх праотцев еврейского народа. Малый портал символизирует Авраама, средний – Ицхака, большой – Яакова. На фризе каждого портала написаны изречения, которые по предложению раввина Авигдора Носикова, соответствуют духовным качествам праотцев:
Авраам – это Хесед (Милосердие),
Ицхак – это Гвура (Строгость),
Яаков — Тиферет (Великолепие).
Портал Авраама имеет достаточно лаконичную архитектуру, но украшен религиозными символами, резьбой и имеет самый сложный декор, что символизирует одновременно простоту и богатство человеческой натуры Авраама.
Именно на этом портале изображены скрижали Завета с «Десятью заповедями», ведь если бы не было Авраама, Творец не подарил бы Тору его детям. Скрижали располагаются над затейливо украшенными дверями Арон Кодеш.
Над Скрижалями Завета помещена корона и если внимательно к ней приглядеться, можно увидеть, что венцы короны сделаны в виде листьев растений и плодов гранатов. Внутренняя часть «кипа» короны выполнена «в рубчик», она символизирует вспаханное поле. Сверху корона украшена медальоном с цветком Лилии, которая является одним из символов еврейского народа. Этой короной Сущего коронуются те, кто исполняет заповеди Торы и верит в Справедливость и Милосердие Творца.
Как было сказано Аврааму: «И благословляться будут потомством твоим все народы земли за то, что слушался ты меня!». (Ваера, 22:18).
Портал Авраама имеет витые полуколонны увенчанные капителями в виде бутонов цветов. На капители опирается фриз со стрельчатой аркой в мавританском стиле, покрытый тонкой объёмной резьбой в виде густой виноградной лозы, символизирующей благополучие и украшенный двумя позолоченными розетками и резным позолоченным «замковым» камнем, которые символизируют три основных качества Авраама – Скромность, Смирение и Милосердие. Если внимательно присмотреться, базы витых полуколонн этого портала имеют вид уходящих вглубь арок, символизирующих своего рода пустоту. Это сделано намеренно, ведь праотец Авраам был рождён в семье Тераха, который не был простым идолопоклонником. Он изготавливал и продавал идолов, то есть был заинтересован не только духовно, но и материально в процветании идолопоклонства в мире. Несмотря на это, именно Авраам подарил нашей цивилизации принципы монотеизма, которые изменили мир навсегда. На портале Авраама вырезана позолоченная надпись: «Ибо сказал я: мир милосердия будет построен» — это изречение было предложено главным раввином города Воронежа и Воронежской области Авигдором Носиковым.
Портал Ицхака лаконичен и строг, как и сам праотец Ицхак. Портал не имеет никакого декоративного наполнения, только две пилястры со стилизованными дорическими капителями и фриз на котором вырезано позолоченное изречение: «Приношение Ицхака потомству его с милосердием помни!», — предложенное главным раввином России Адольфом Шаевичем. Портал Яакова, по сути, также достаточно лаконичен, его украшение – это сами детали конструкции. При этом, несмотря на лаконизм, этот портал поистине великолепен как само наследие Израиля. На портале Яакова, позолоченными буквами написана фраза которую должен произносить еврей входя в синагогу: «Как прекрасны шатры твои, Яков, жилища твои Израиль!» — это изречение было предложено главным раввином Израиля Давидом Лау, который сделал это по просьбе воронежской общины. Три портала Праотцев имеют в общей сложности семь опорных элементов — две витые полуколонны и четыре пилястры, седьмая малая колонна расположенная между Скрижалями Завета — это семь опор символизируют – Семь дней творения, где малая колонна, помещенная между Скрижалями – это Шабат, день строго соблюдения заповедей Творца. Как сказано: И благословил Бог день Седьмой и освятил его, ибо это был день покоя от всей работы при Сотворении Мира. Эта колонна имеет ярусное позолоченное углубление, чтобы показать, что внутри она из чистого золота.
Именно на неё опирается символическое сияние, вырезанное вокруг Скрижалей и покрытое позолотой. Каннелюры пилястр порталов Ицхака и Яакова покрыты позолотой и ярко выделяются на фоне темного дерева. Эти позолоченные элементы символизируют струны, на которых Творец играет бесконечную мелодию жизни на планете Земля. Начиная её с восходом солнца и заканчивая её с выходом звезд. Как сказано: «Даруя свет земле и её обитателям, по милости и доброте Своей Он, постоянно, каждый день, возобновляет сотворение мира».(Псалмы 104:24). В базах пилястр порталов Ицхака и Яакова, а также в двухстворчатых дверях Арон Кодеш расположены объёмные граненые филёнки, на которых вырезаны имена Двенадцати колен Израиля. Эти филёнки символизируют драгоценные камни Хошен – нагрудника Первосвященника, в котором размещался Урим и Тумим.
И, наконец, четырехугольный, переплетающийся узор, в виде четырёхлистника, который изображён на каждой филёнке двухстворчатых дверей Арон Кодеш, который был взят за основу для декорирования деревянного ограждения балкона второго этажа Воронежской синагоги, а так же был использован для декорирования Восточного фасада синагоги. Этот красивый переплетающийся узор символизирует неразрывное единство евреев рассеянных в четырёх концах Света. Это символ, о котором нам ежедневно напоминает десятое благословение молитвы Амида: «Воструби в великий шофар о свободе нашей и подними знамя собирания рассеянного народа и собери нас с четырех концов Земли…». Этот узор символизирует саму Тору, которая сплетает и связывает народ Израиля во всех четырех концах Земли, потому что вне зависимости от того на каком языке евреи говорят, они читают свиток Торы на Лашон hаКодеш.