Поделиться

раввин Авигдор

Главный раввин Воронежской области в интервью нашему изданию рассказал о жизни местной еврейской общины, о том, кого пускают в синагогу и, могут ли иудеи заниматься миссионерством.

Как ранее замечало наше издание, Воронеж является многонациональным городом. В столице Черноземья замечательно сосуществуют и русские, и украинцы, и армяне, и узбеки, и евреи. Последняя нация, заметим, представлена в Воронеже довольно широко. Наше издание уже общалось с главой Центра еврейской культуры, который много рассказывал о деятельности своей организации. Однако еврейская жизнь для большинства жителей столицы Черноземья сосредоточена далеко не в этом Центре, а в привычной для города синагоге Бейт-Хава на улице Станкевича, 6. Наше издание решило пообщаться с ее руководителем, главным раввином Воронежской области Авигдором Носиковым.
В нашем городе духовное лицо служит в синагоге с 2010 года. Авигдор Носиков принимает активное участие в деятельности благотворительной организации «Хесед Нехама», обеспечивающей помощью тысячи малообеспеченных семей, пенсионеров, многодетных семей и инвалидов. В жизни же раввин довольно скромен и задумчив. Согласившись поговорить с журналистом «Блокнот Воронеж», ребе тепло принял последнего в стенах синагоги, где и состоялась довольно интересная беседа.

«…ибо дом Мой домом молитвы назовется для всех народов»
— Авигдор, у нас с вами – это уже второе интервью. Знаю, что за это время в жизни всей общины происходило многое. Недавно вот в Москве прошел грандиозный фестиваль «Шалом, Израиль!». В чем была его суть?
— Это мероприятие проходило в рамках ярмарки. Его целью было показать Израиль с разных сторон — его культуры, традиций, науки, инноваций, образования, медицины. Фестиваль проходил не только для евреев, но и для всех, кому интересен первоисточник, для тех, кто хочет поучаствовать в мастер-классах и потрогать руками то, что связано с Израилем.
— Но туда ездили только члены общины?
— Нет, мы организовали поездку для всех. Там были и дети, и молодежь, и семьи, и пенсионеры. Община просто организовала транспорт для всех, кто хотел поучаствовать в фестивале. Понятно, что в основном ими были те, кто как-то связан с еврейской общиной. Но, в принципе, у нас двери были открыты для всех.

шалом Израиль

На фестивале «Шалом, Израиль!»

— Сколько человек сейчас насчитывает еврейская община Воронежа?
— Тут очень тяжело сказать, так как в нашем веке образовалось несколько уровней самоидентификации. Есть люди, которым импонирует иудаизм, есть люди, которые являются потомками евреев. Часто одно накладывается на другое. Однако, хочу заметить, это происходит не всегда. Есть потомки евреев, которые безразлично относятся иудаизму, а есть те, кто представляет другую нацию, но им почему-то стали интересны наши верования. К примеру, человек, читая Библию, решил придти к истокам. Туда, откуда все начиналось. У каждого человека есть свои мотивы, и перечислить все очень тяжело.
Знаете, с точки зрения религиозного закона евреем является либо тот, кто родился от матери еврейки, либо тот, кто принял иудаизм. С точки зрения государства Израиль и права на репатриацию под это определение попадают те люди, у кого есть, как минимум, один предок — евреев в третьем поколении. То есть, либо одна бабушка, либо один дедушка. Мы предполагаем, что в Воронеже таких людей около 10 тысяч. Мы исходим из того, сколько пожилых людей у нас получает помощь от нашей благотворительной организации «Хесед-Нехама», из того, что происходит в общине, из старых данных переписи. Но все это очень условные данные.
— Но, насколько я понял, ваши двери открыты для всех. В том числе и для неевреев.
— Пророк Исайя сказал (56,7): «ибо дом Мой домом молитвы назовется для всех народов». У нас нет морального права закрыть перед кем-то двери. Более того, в век глобализации и толерантности – это будет неправильным. У нас есть правила поведения в синагоге. Все, кто их уважает, могут придти и принять участие, как в молитвах, так и в каких-то мероприятиях. С другой стороны — мы соблюдаем ортодоксальные законы, и поэтому тот, кто не является евреем по Галахе, то есть по матери, не может быть вызван к чтению Свитка Торы и не может вести молитву. В остальном же наши двери открыты для всех, кто соблюдает правила поведения в синагоге, кто уважительно к ней относится.
Знаете что, иудаизм не приветствует миссионерство. То есть, искать адептов и обращать других людей в нашу веру, мы не то, что не стараемся, нам это просто запрещено. Если же человек сам очень настаивает, ему может быть предоставлена возможность стать иудеем. Предварительно же он должен будет познакомиться с положениями нашей религии, поучиться.

с детьми

С детьми Воронежской еврейской общины
О некоторых тонкостях гиюра
Во время беседы с Авигдором Носиковым в синагоге стоит гробовая тишина. Изредка доносятся людские голоса и деловитый бас охранника. Автор этих строк видит, что разговор задался. Раввин явно оживился, и тема для него весьма и весьма интересна. Некоторые нюансы все же остаются непонятными…
— Вы говорите, что миссионерство запрещено. Однако при этом вы помогаете воронежским евреям, приглашаете их в синагогу…
— С точки зрения Торы, мы должны вернуть свой народ к соблюдению заповедей. Когда у Синайской горы все евреи вступили в союз с Всевышним, была утверждена так называемая взаимная ответственность. На каждом из нас лежит обязанность повлиять на соплеменников, чтобы они вернулись к моральным ценностям Торы, стали соблюдать заповеди и жить по еврейской традиции. То есть, это не миссионерство, а возвращение к корням.
Еще раз подчеркиваю, человек может принять иудаизм, но в исключительном порядке. Когда ко мне приходят желающие стать евреями, я всегда задаю вопрос: «Зачем? Вы же легко можете быть праведниками народов мира! Есть 7 заповедей, которые даны всему человечеству еще после Потопа. В них заключены общечеловеческие ценности. Если ты их соблюдаешь, ты – праведник. Зачем нагружать себя дополнительной ответственностью с дополнительными возможностями оступиться?». В пику миссионерству мы стараемся всегда отговорить человека и дать ему правильную перспективу. Но, если человек очень настаивает, мы даем возможность пройти обучение и начать процесс гиюра (обращение нееврея в иудаизм – прим. редакции).

кладбище

Посещение Воронежского еврейского кладбища

— И много представителей других народов обращаются к вам по таким вопросам?
— Из тысячи тех, кто приходит, сто начинают как-то шевелиться. В свою очередь, из них до серьезного уровня доходят около десяти человек. И в конце еще пятеро отпадают. То есть, желающих много. В последнее десятилетие иудаизм через популяризацию Каббалы (религиозно-мистическое и эзотерическое направление в иудаизме, бывшее тайным до XII века, но потом постепенно увидевшей свет – прим. редакции) стал привлекать внимание. В Москве это вообще стало модным. Понимаете, такое ответвление хипстерства (смеется). Очень часто встречаю тех, кто ассоциирует себя с евреями, с Израилем.
Мне много пишет людей в социальных сетях. У некоторых обозначены еврейское имя и еврейская фамилия. Этот человек задает мне вопросы, что-то хочет узнать. Спустя некоторое время после нашего общения я понимаю, что он назвал себя вымышленным именем и фамилией, хотя на самом деле корни у него абсолютно обычные для нашей страны. Однако этот человек хочет позиционировать себя именно так.

— А вы не рассматриваете то, что таким образом человек хочет противопоставить себя собственной культуре?
— Я могу точно сказать, что на негативном посыле далеко не уедешь. Человек реально может пройти гиюр только тогда, когда это действие для него есть самоцель, а не противопоставление себя собственной нации, получение материальной выгоды или что-то другое. (Вкрадчиво) Когда гиюр – средство, а не цель, у человека не хватит душевных ресурсов, чтобы дойти до конца. Вообще, чтобы получить рекомендацию от Раввинского суда, желающий пройти гиюр должен себя как-то проявить. Но на негативном или корыстном посыле человек этого сделать не сможет.

межконфессональный совет

Авигдор Носиков на Общественном межконфессиональном консультативном совете при Воронежской областной Думе
Как юный математик стал главным раввином Воронежской области
Когда Авигдор Носиков рассказывает об ответственности евреев друг к другу, о положении иудаизма в современном мире, приходит мысль, насколько в жизни раввина все это очень и очень важно. Тем не менее, о пути самого ребе в открытых источниках можно найти немного информации.

— Авигдор, я правильно понимаю, что вы от самого рождения готовились стать раввином?
— Нет, мои родители хотели, чтобы я был математиком и программистом. Когда-то, лет в 14, я даже занимал 4 место на израильской Олимпиаде по математике. Однако в переходном возрасте я выбрал духовный путь. Не то, что хотела моя семья.
Затем пошли годы учения. В более старшем возрасте я проходил обучение в ешиве (высшее религиозное учебное заведение иудеев – прим. редакции). На это у меня ушло восемь лет. Последние годы учебы, хочу заметить, я совмещал с преподаванием.

экстренная медицина

Авигдор Носиков в форме израильской службы экстренной медицины
— Ешива – это учебное заведение, где готовят стать раввином?
— Я бы так не сказал. Обучение в ешиве не сделает из человека раввина. Это, прежде всего, факультет еврейского законоучения, его становления. Самое главное для раввина – это понимание. Не обязательно знать свод законов. Для этого есть книжный шкаф. В самом деле, можно взять книгу, открыть ее в нужном месте и прочитать. Раввину нужно уметь проводить параллели. Он должен понимать, как применять иудейские законы с учетом современных реалий. В этом мире все меняется. Неизменной остается только Тора. Так вот, задача раввина и состоит в том, чтобы сопоставить ее текст с конкретной ситуацией, которая возникает в жизни. Это касается и семейных отношений, и финансовых, и соблюдения кашрута (пригодности пищи к употреблению с точки зрения Торы – прим. редакции).
«Я хочу, чтобы община жила полноценной еврейской жизнью!»
Постепенно в синагоге появляются люди. Во время нашей интересной беседы Авигдор Носиков не отвлекается на происходящее и продолжает увлеченно посвящать автора этих строк в отдельные стороны еврейской жизни.
— Насколько я понимаю, в Воронежской еврейской общине жизнь бьет ключом. Какие мероприятия вы могли бы выделить в 2016 году?
— О, их было очень много. К примеру, летом мы проводили Ту бе-Ав. Это еврейский День влюбленных. На нем мы провели демонстрационную хупу, обряд еврейского бракосочетания. Пришло очень много людей, и синагога была буквально забита.
Затем я хотел бы выделить программу «Музыка Торы». Ее провожу я вместе с кантором Уриэлем Гранатом. Она представляет из себя концерт-урок, сочетающий элементы музыки и мои объяснения текста.

музыка Торы

Во время вечера «Музыка Торы»
— Авигдор, с открытия реконструированной синагоги прошло уже больше двух лет. Однако вы все время в ней что-то обновляете. К чему вообще вы стремитесь и, что планируете?
— Моя цель – это создать инфраструктуру для людей, которые хотят жить по-еврейски в Воронеже. Для них подобное должно быть доступным. Конечно, здесь нет условий Израиля, нет условий Нью-Йорка и даже Москвы. Но мы должны обеспечить пригодный базис для еврейского образа жизни. В частности, сюда относятся создание миквы (резервуар для омовения – прим. редакции), кошерный магазин, занятия и уроки, детское образование, синагога и ее наполнение. Вся эта инфраструктура нужна для того, чтобы община жила полноценной еврейской жизнью!

мезуза

Во время обряда по прикреплению к двери мезузы (знака еврейского дома — прим. редакции)

Илья Ершов

Подробнее: http://bloknot-voronezh.ru/news/v-moskve-iudaizm-stal-nekim-otvetvleniem-khipsters-802076