Для того, чтобы понять величие значимости Синагоги в наше время, следует в первую очередь напомнить, что существование народа зависит от существования его родной земли. Поэтому всякий народ, который был вынужден покинуть родную землю, в течение короткого времени теряет свои обособляющие черты и ассимилируется.
Единственный народ, который сохранил свое самосознание не проживая на родной земле в течение очень долгого периода — это народ Израиля. Во многом это произошло благодаря Синагогам, ибо Синагога в некой мере являлась и продолжает быть «духовным посольством» земли Израиля и Иерусалимского Храма, и каждый еврей, заходящий в Синагогу в любой точке планеты, удостаивается почерпнуть толику от святости земли Израиля. Сказал пророк Йехезкель: «Так сказал Господь Бог: хотя Я удалил их к народам и рассеял их по странам, но Я стал для них святилищем малым в странах, куда пришли они.» (11,16), и пояснил талмуд «учил рабби Ицхак: святилище малое – это Синагоги и дома учения» (Мегила 29,1). И именно благодаря существованию Синагог, несмотря на все беды и невзгоды изгнания из Святой земли, мы смогли сохранить наше национальное самосознание, основой которого всегда была вера в единого Бога – создателя неба и земли.
Талмуд (Брахот 8,1) рассказывает, что когда рабби Йоханану, одному из величайших мудрецов и предводителей народа в земле Израиля рассказали о том, что в Вавилоне живут евреи в очень преклонном возрасте, он был удивлен! Ведь Тора говорит «Дабы длились дни ваши и дни детей ваших на той земле, которую Господь клялся дать отцам вашим, — сколько дней небо будет над землею.» (Дварим 11,21), именно на земле обетованной, а не за ее пределами! Но когда ему рассказали, что эти люди приходят утром в Синагогу раньше времени, и уходят позже остальных, то рабби Йоханан прекратил удивляться, сказав, что именно эти заслуги даровали им долголетие. Почему? Потому что те люди, которые с усердием шли в Синагогу, на время их нахождения там были в святости, аналогичной Святой земле.
И именно поэтому наши мудрецы учат, что после прихода Машиаха Синагоги и дома учения из диаспоры перенесут в землю Израиля – ведь именно там их естественное место.
Так как Синагога является святым местом, где раскрывается вера во Всевышнего, даже само нахождение в Синагоге есть благо для человека, и тем более учеба и молитва в Синагоге — есть великое духовное совершенствование для каждого.
Мудрецы повествуют об одной очень старой женщине, которая пришла к мудрецу Мишны по имени рабби Йоси бен Хальфата и пожаловалась на то, что ей надоело жить – она стара и вкус жизни потеряла. Спросил ее мудрец: « Благодаря каким заслугам ты прожила столь много?» Сказала она ему, что у нее обычай всегда, даже когда ее ждет очень важное или желанное дело, первым делом сходить в Синагогу, и лишь потом заниматься чем-то посторонним. Посоветовал ей рабби Йоси не ходить в Синагогу 3 дня. Ушла она от него, и последовала его совету, и на третий день ее не стало.
Поэтому сказал царь Соломон (Мишлей 8,34-35) «Блажен человек, слушающий меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у косяков дверей моих. Потому что нашедший меня нашел жизнь и получит благоволение от Господа.»
Ждем Вас в отреставрированной Воронежской Синагоге!!!
Расписание молитв:
Будние дни: Шахарит 07:30
Воскресение*: 09:00
Суббота и еврейские праздники**: 10:00
Встреча субботы: по времени зажигания свечей в Воронежском календаре.
*- а так же государственные выходные, не совпадающие с субботой.
**-только те праздники, когда нам запрещено работать: Рош а Шана и Шавуот, 2 первых и 2 последних дней Песаха и Суккот.
До встречи!!!
Раввин Авигдор М. Носиков.