Поделиться

Раввин о воронежских евреяхГлавный раввин Воронежа и области эксклюзивном интервью рассказал, когда в нашем регионе появились евреи, почему русские в воронежском селе вдруг стали считать себя евреями, как сложно найти кошерные продукты в магазинах и приходится ли сталкиваться с проявлениями антисемитизма. 

До XIX века евреям было запрещено жить в Воронежской области

— Здравствуйте, Авигдор. Считается, что евреи появились в Воронеже лишь в 1875 году. Так ли это на самом деле?

— Это загадка. Одно из древнейших захоронений датировано 1856 годом. По титулам, которые написаны на памятнике, это раввин из Витебска. Как он попал в Воронеж, который был вне черты оседлости, не понятно. Я знаю плиту 1849-50 годов – восьмидневной девочки. Как они здесь оказались не ясно — не сохранилось записей и документов.

Если евреи и были, то жили они нелегально. В том веке наша губерния относилась к числу запретных мест для их проживания. Ведь отменили черту оседлости окончательно лишь во второй половине XIXвека.

— Сколько сейчас евреев в Воронеже?

— Есть те, кто считают себя евреями по «еврейской традиции» , то есть по материнской линии. А есть те, кто считают себя евреями по праву на возвращение в Израиль – либо евреи по матери, либо те, кто имеют евреев в третьем колене – бабушку или дедушку.

В Воронеже в переписи заявили себя евреями 1 300 человек, а в наших контактах более 2,5 тысячи человек. Многие просто не знают о том, что они евреи. Такие случаи происходят часто, так как в советское время это скрывали.

— Как можно подтвердить, что ты еврей?

— Человеку, который приходит и говорит, что еврей, мы верим. Во всем, кроме вопроса материального и бракосочетания. Для того, чтобы получать материальные выгоды, например репатриацию в Израиль, он должен подтвердить документально. А в синагогу пускают всех.

Подтвердить родословную несложно. В Советское время в паспортах и других документах была графа «национальность». Также доказательством может стать нотариально заверенное свидетельство друзей и родственников или даже могила.

— Увеличивается ли число людей, которые пытаются доказать, что они — евреи?

— Да. Сейчас наша община состоит в контакте с 2,5 тысячами человек. У нашей благотворительной организации порядка 4,5 тысячи клиентов, правда там не все евреи – есть их вдовы, дети и внуки.

— Сколько людей, состоявших в общине, репатриировались в Израиль?

— В течение года порядка сотни человек. Но это не только те, кто уезжает в Израиль, часть отбывает в Германию.

— Сколько из них возвращается обратно?

— Есть поток возвращающихся обратно после репатриации, но это те, кто уехал давно. В общине несколько сотен человек, которые жили в Израиле. Причины разные: экономические, социальные, кто-то просто не прижился.

— Иудеи, не являющиеся по происхождению евреями, обращаются к вам за помощью в репатриации?

— Эта процедура называется гиюр, она сложная и долгая. При этом Воронеж считается чуть ли не передовиком из провинций по ней – с десяток человек в год.

Решение принимает Московский раввинский суд. По факту людей из регионов не знают лично, поэтому 90 процентов решений зависит от рекомендации местного раввина. Тут нет конкретных критериев, больше зависит от личного впечатления. И человек получает право на репатриацию. До конца года закончат ремонт в воронежской синагоге

— В воронежской синагоге на Станкевича идёт активный ремонт и восстановление. За чьи средства проводятся работы и когда завершится ремонт?

— Ремонт почти закончен. Его делают на деньги местных спонсоров и московской еврейской организации. Сейчас докрашивают фасад, из Тулы везут купола. До конца года ремонт полностью закончат. Останется благоустройство территории и в планах — общинный центр.

Мы восстановили прежний облик синагоги. По экстерьеру и интерьеру он приспособлен, конечно, под современные нужды. Там есть молельный зал, который практически полностью восстановили в тех рамках, в которых был, только чуть меньше.

— Год назад общине подарили уникальный свиток Торы. В чём его необычность и какова судьба – он просто хранится в синагоге или используется для каких-то обрядов?

— Свиток не уникальный, а событие было действительно уникальное. Свиток Торы – дорогая и ценная вещь. Письменная Тора – это то, что называется первой частью Ветхого завета «Пятикнижие Моисея». Это текст, который содержит все заповеди. Он неизменен со времён его получения у горы Синай. Есть традиция в определённые дни читать по этому свитку. Он написан вручную на коже, там очень важное значение имеет каллиграфия – у букв определённая форма, отхождение от которой делают свиток непригодным. В нём порядка 60-ти тысяч знаков, а весит он около 10 кг.

Чтения Торы проходят в понедельник, четверг, по субботам, праздникам и в начале нового месяца по еврейскому календарю. Читаю я либо мой помощник, пока больше никто не может.

— Таких свитков много?

— В Воронеже сейчас три пригодных и один непригодный. Последний — частично стёршийся — нашёл молодой человек в доме своего покойного дедушки в поселке Ильинка. Вы слышали про этнических русских, которые пару веков назад приняли иудаизм? Их называют в народе «субботниками», хотя они не имеют к ним отношения. В Таловском районе есть два села – Высокий и Ильинка, где они проживают. Правда, многие уже уехали в Израиль, Воронеж или Москву.

— Почему этнические русские приняли иудаизм?

— Версий много, корни истории уходят в начало XIXвека, но неизвестно, как это произошло. На сегодняшний день Ильинка почти вся выехала в Израиль, осталось лишь три семьи. А в Высоком сохранилось несколько сотен семей. Там сейчас строится синагога и работает раввин. Детская форма проявления антисемитизма

-Авигдор, приходится ли вам сталкиваться с проявлениями национализма?

— Я в Воронеже уже четвёртый год и ни с чем таким не сталкивался. Бытовуха есть, например, был погром на кладбище, когда побили 12 могил. Пьяные ребята на одном памятнике они пили, а по пути к месту, где можно перелезть через забор, повалили еще несколько памятников. Но это не антисемитизм. Единственный раз, когда я столкнулся с совсем детской формой проявления антисемитизма, был на Лидии Рябцевой. Я тогда шёл по форме, а там — старшеклассники, один из которых поднял руку в нацистском приветствии… Взрослые часто бросают удивлённые взгляды, идти в кипе – это необычно. Но если бы я ходил с розовым ирокезом – то на меня смотрели бы также.

— Сколько ортодоксальных евреев в Воронеже?

— Пара десятков. Но внешний вид еще ни о чем не говорит. Можно ходить в кипе, а можно в кепке и куртке, поэтому их не так просто вычислить. Одежда – это не соблюдение заповеди, а просто традиция. Показатель веры – соблюдение заповедей в отношении к людям, в изучении этики, ценностей. Есть законы скромности: не ходить в шортах, а девушкам неуместно ходить в коротком платье с большим вырезом. А цвет одежды и её фасон роли не играют. В супермаркетах много кошерной пищи

— Насколько сложно верующим евреям находить кошерные продукты в воронежских магазинах?

— Много продукции, которая кошерная по умолчанию. Например, фрукты, овощи, консервы, рыба кошерных сортов. Кроме того, кошерная продукция в последние годы набирает все большую популярность – заводы сами обращаются к раввинскому суду, чтобы стать кошерными. Например, на всей продукции «Макфа» стоит значок на иврите. Вся линия «Простоквашино» тоже кошерна, потому что владелец «Вим Билль Дан» ортодоксально соблюдающий заповеди человек. Кошерный шоколад «Милка», «Риттер спорт», «Киндер» заграничного производства. Кошерная еда – это пища, которая не содержит продуктов, которые запрещены к употреблению. Нельзя есть смесь мяса с молоком, некошерные виды мяса и кошерные виды, которые забиты не по традициям, а также вино и виноградные продукты.У нас при синагоге есть магазинчик, который обеспечивает вином, мясом и некоторыми конфетами и сладостями из Израиля. Воронежские евреи ездят в Освенцим познакомиться с историей Холокоста

— Авигдор, какой процент членов общины активно участвуют в мероприятиях?

— Ежедневно около полусотни человек, остальные более пассивны. Но мы с ними на связи.

— Вы выходите в Сеть? Есть ли у вас группы в социальных сетях?

— Конечно, много групп Вконтакте: сообщество синагоги, детского центра, нашего молодёжного движения. Да и у меня самого около двух сотен друзей и полутысячи подписчиков.

— Это не противоречит традициям?

— Это необходимо. Есть костяк заповедей, которые нельзя нарушать, например, нарушать субботу или есть не кошерную пищу. А использовать современные возможности, чтобы добиваться позитивных целей, — приветствуется.

— Можно ли у раввина получить консультацию онлайн?

— Возможно написать мне сообщение Вконтакте. Также есть рубрика вопросов на сайте общины, да и свой номер телефона я не скрываю.

— Авигдор, как складываются отношения между еврейской и рядом мусульманских общин?

— С легитимными мусульманскими течениями мы в постоянном контакте. Особенно в сфере общественных организаций, национальных и религиозных советов. У нас нет поводов что-то делить. Ведь, в основном, конфликты происходят не из-за религии, а из-за того, что что-то делят. А религия и национальность – лишь подоплёка для разжигания конфликтов. У нас таких нет, нет и никаких негативных отношений ни с одной общиной.

— Не слышно ни про какие массовые мероприятия, которые проводила бы община. Планируете ли вы проводить их в будущем?

— Зачем кому-то пускать пыль в глаза? Наша цель – вернуть евреев к их культуре и традициям. У нас было праздничное мероприятие – вынесение свитка Торы с небольшим шествием от Дома актёров до синагоги. У каждого свои друзья и круг интересов: опера, театр, дискотека. В допустимых рамках у каждого есть круг мероприятий, к этому не нужно приобщать иудаизм.

— Поделитесь ближайшими планами.

— Синагога – это упаковка, она должна быть наполнена чем-то. Сейчас она стала красивой, эксклюзивной и презентабельной, но её надо наполнить жизнью. Нам нужно найти больше евреев, познакомить их с традициями, показать ценность общины. Сейчас много молодёжных и детских проектов. Недавно направляли две группы по 15 ребят в Освенцим, где они знакомились с историей Холокоста и участвовали в семинаре. Есть у нас и детский досуговый центр, воскресная школа. В рамках молодежного клуба существует много программ. Конечно, есть еще большое желание построить общинный центр рядом с синагогой. Нам нужны помещения для образования, уроков и благотворительной столовой.

— За свой счёт планируете это строить? Или рассчитываете на помощь властей?

— От муниципалитета мы надеемся только на поддержу в плане оформления разрешительной документации. Нас поддерживает департамент культуры. Община же – это инструмент для воспитания хороших добросовестных граждан, которые полезны обществу, в котором они живут.

Текст: Елена Вострикова

http://vrntimes.ru/news/view/9628-Avigdor_Nosikov_Mnogiye.html